- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 50RS0003-01-2025-000337-54 |
Дата поступления | 24.01.2025 |
Категория дела | Споры, связанные с имущественными правами → Споры в отношении имущества, не являющегося объектом хозяйственной деятельности |
Судья | Тяпкина Наталья Николаевна |
Дата рассмотрения | 22.05.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Номер здания, название обособленного подразделения | пл. Ленина, д. 3 |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 24.01.2025 | 16:46 | 27.01.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 27.01.2025 | 19:56 | 27.01.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 28.01.2025 | 09:24 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 30.01.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 28.01.2025 | 09:25 | 30.01.2025 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 21.02.2025 | 09:45 | Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК) | 30.01.2025 | |||||
Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК) | 21.02.2025 | 13:30 | 21.02.2025 | ||||||
Предварительное судебное заседание | 17.04.2025 | 09:30 | Назначено судебное заседание | 31.03.2025 | |||||
Судебное заседание | 06.05.2025 | 09:10 | Рассмотрение дела начато с начала | Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора | 17.04.2025 | ||||
Судебное заседание | 22.05.2025 | 09:00 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | 06.05.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 22.05.2025 | 20:32 | 23.05.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 09.06.2025 | 16:40 | 09.06.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация городского округа Воскресенск МО | ||||||||
ИСТЕЦ | АО "Мособлгаз" | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Ложкин Олег Григорьевич | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Лупашко Юлия Геннадьевна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Минэнерго Московской области | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ООО "Альянс" |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||
Заявитель | ОТВЕТЧИК | ||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||
|
Дело №
УИД 50RS0003-01-2025-000337-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2025 года г/о Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Тяпкиной Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Петренко В. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «Мособлгаз» к Ложкину Олегу Григорьевичу о нечинении препятствий в газификации,
УСТАНОВИЛ:
АО «Мособлгаз» обратилось в суд с иском к Ложкину О. Г. об обязании не чинить препятствия по подключению жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> к газопроводу среднего давления, протяженностью 1 400 м. с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, путем выдачи согласия на подключение, в случае не исполнения Ложкиным О. Г. решения суда в десятидневный срок разрешение считать полученным, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 20 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что истец осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области.
АО «Мособлгаз» является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области.
Ответчику на праве собственности принадлежит газопровод среднего давления протяженностью 1 400 м. (далее - газопровод-источник), с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес> включена в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения находится в границах населенного пункта.
В связи с этим жители д. Цибино г/о Воскресенск Московской области получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков.
Подключение жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> к газопроводу-источнику, принадлежащему ответчику предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной администрацией г/о Воскресенск Московской области.
Истец указывает, что АО «Мособлгаз» 28.11.2024 года обратилось к ответчику с запросом согласования подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в <адрес>.
Ответ на запрос в адрес филиала от ответчика не поступал.
Отказ ответчика от дачи согласия противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании представитель истца АО «Мособлгаз» - Инамов А. А. поддержал заявленные требования, указав, что отсутствие согласия ответчика не позволяет АО «Мособлгаз» выполнить догазификацию <адрес> и выполнить мероприятия по социальной газификации указанного населенного пункта.
Ответчик Ложкин О. Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечив явку своего представителя по доверенности Иванникова В. В., который возражал против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснив, что Ложкин О. Г. является ненадлежащим ответчиком по делу, так как газопровод среднего давления, протяженностью 1400 м., с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> передан газораспределительной организации ООО «Альянс» в аренду, то есть во временное владение и пользование сети газораспределения. В виду того, что исполнителем в данном случае является газораспределительная организация ООО «Альянс», то истцу надлежит передать имеющиеся у него заявки на газификацию территории «Русская деревня» д. Цибино именно ООО «Альянс», которое и должно проводить подключение (техническое присоединение).
Третье лицо Лупашко Ю. Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представив суду заявление, где просит рассмотреть дело в ее отсутствие, поддерживает исковые требования АО «Мособлгаз», просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица - администрации городского округа Воскресенск Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Министерства экономики Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно абзацу 2 статьи 4 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.
21.04.2021 года Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному собранию поручил осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации без привлечения денежных средств граждан.
Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 года № 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 28.09.2021 № 929/34 «О внесении изменений в Программу Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года»).
АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области и является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 года № 560/24 «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО «Мособлгаз».
Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ не газифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.
Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам».
В соответствии с действующим законодательством на момент возникновения между сторонами спора «основной абонент» - это потребитель газа, владеющий на праве собственности или на ином законном основании сетями газораспределения и (или) газопотребления, непосредственно присоединенными к сети газораспределения исполнителя, и не оказывающий услуг по транспортировке газа (Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (ред. от 19.03.2020 года) «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Указанное Постановление Правительства РФ утрачивает силу в связи с принятием другого Постановления Правительства РФ от 13.09.2021 года № 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в соответствии с которым «основной абонент» - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления).
Судом установлено, что ответчику на праве собственности принадлежит газопровод, с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>
<адрес> включена в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации, поскольку источник газоснабжения находится в границах населенного пункта.
Согласно программе социальной газификации жители <адрес> получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков. Подключение жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> к газопроводу-источнику, принадлежащему ответчику предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной администрацией городского округа Воскресенск Московской области.
Разработка такой схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы», согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.).
При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до 01.08.2020 года Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 года № 1521, с 01.08.2020 года Постановление Правительства РФ от <дата> №).
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 № 347/20 «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (п. п. 2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.
Газопровод-источник, принадлежащий ответчику на праве общей долевой собственности, с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес> обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа д. Цибино.
28.11.2024 года № 15148/ЮВ/01 АО «Мособлгаз» обратилось к ответчику с запросом согласования подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства заявителя, расположенного в <адрес>.
Ответ на запрос в адрес филиала от ответчика не поступал. Ответчик своего согласия на подключение к газопроводу-источнику истцу не выдал.
Таким образом, из представленных истцом доказательств следует, что ответчик отказывается от дачи согласия на подключение к принадлежащему ему на праве собственности газопроводу.
Как следует из представленных истцом доказательств, пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, поэтому права ответчика подключением от газопровода не будут нарушены.
Дав оценку указанным выше фактическим обстоятельствам дела, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика от дачи согласия на подключение к газопроводу противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Газопровод-источник не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является ее частью.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ (редакция от 11.06.2021 года) «О газоснабжении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.07.2021 года) юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей. Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 года № 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации. Положения вышеуказанных нормативных актов урегулированы для ситуаций, когда собственниками частных сетей газоснабжения выступают юридические лица, на которых в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований промышленной безопасности.
В настоящем споре собственником газопровода является физическое лицо, однако, на основании статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (применение гражданского законодательства по аналогии) к собственникам частных сетей - физическим лицам подлежат применению положения вышеуказанных нормативных правовых актов.
В соответствии с положениями статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья вступила в силу с 01.09.2021 года) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газоснабжения (сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.
Таким образом, суд считает, что ответчик, уклоняясь от дачи согласия на подключение к принадлежащему ему на праве собственности газопроводу жилых домов, расположенных в <адрес>, злоупотребляет своими правами и нарушает действующее законодательство.
При этом ответчиком не представлено допустимых доказательств, указывающих на несоблюдение законных прав и интересов ответчика, возникновения для него негативных последствий и нарушении его прав при проведении социальной газификации <адрес>.
Фактически, отказывая в подключении к газопроводу, ответчик препятствует АО «Мособлгаз» в выполнении мероприятий по социальной газификации <адрес>. Иное толкование норм права приводило бы к нарушению как частных, так и публичных интересов: ограничению доступа к газификации, неэффективному использованию энергетических ресурсов и сетей инженерно-технического обеспечения, необоснованным затратам на строительство дублирующих сетей, неэффективному использованию земельных участков в населенном пункте.
Как следует из материалов дела, выполнение истцом возложенных на него Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации задач по обеспечению подводки газа до границ не газифицированных домовладений, расположенных вблизи от газопровода ответчиков в <адрес> без привлечения средств населения, позволит соблюсти общественные интересы и принципы государственной политики в области газоснабжения, указанные в статье 4 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»: государственной поддержки развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, а также выполнению Программы Правительства Московской области по доведению уровня газоснабжения населения в Московской области до 98 процентов.
Доводы представителя ответчика, что Ложкин О. Г. является ненадлежащим ответчиком по делу, так как газопровод среднего давления, протяженностью 1400 м., с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> передан газораспределительной организации ООО «Альянс» в аренду, то есть во временное владение и пользование сети газораспределения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку спор о нечинении препятствий в пользовании вещью - газопроводом, в связи с его принадлежностью на праве собственности Ложкину О. Г., истец обратился в суд с иском о нечинении препятствий в подключении жилых домов путем выдачи согласия на подключение, предоставляемого в силу пункта 48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г., именно собственником газопровода, которым является согласно выписке из ЕГРН ответчик Ложкин О. Г.
Принимая решение об удовлетворении заявленных АО «Мособлгаз» исковых требований суд учитывает, что в соответствии п. 48 «Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 13.09.2021 года № 1547, «основной абонент» после получения соответствующего запроса от исполнителя работ по газификации должен направить свое согласие на подключение нового объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и не вправе препятствовать такому подключению (технологическому присоединению) при наличии пропускной способности таких сетей.
При этом, ответчик при причинении ему убытков подключением к газопроводу новых абонентов, вправе в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявить самостоятельные исковые требования для их возмещения с представлением подтверждающих доказательств.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 20 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Акционерного общества «Мособлгаз» к Ложкину Олегу Григорьевичу о нечинении препятствий в газификации, удовлетворить.
Обязать Ложкина Олега Григорьевича, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, серия и номер паспорта РФ: № не чинить препятствий АО «Мособлгаз» (ИНН №) по подключению жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> к газопроводу среднего давления, протяженностью 1 400 м. с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес> путем выдачи согласия на подключение.
В случае неисполнения Ложкиным Олегом Григорьевичем решения суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, к газопроводу среднего давления, протяженностью 1 400 м. с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес> считать полученным.
Взыскать с Ложкина Олега Григорьевича в пользу АО «Мособлгаз» расходы по уплате госпошлины в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Тяпкина Н. Н.
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2025 года.
